Норма обслуживания компьютеров на предприятии

Руководителей достаточно крупных компаний и совсем небольших организаций часто интересует один и тот же вопрос: Существует ли какой-то общепринятый норматив по количеству компьютеров обслуживаемых одним системным администратором или IT-специалистом? Какое именно предельное количество рабочих машин должно находится в ведении одного специалиста, для того чтобы его работа была максимально эффективной? И вообще, какова норма обслуживания компьютеров для фирм-аутсорсеров, предоставляющих сервисные IT-услуги?

Факторы, которые определяют объём работы

Оказывается, что в данный вопрос входит слишком много неизвестных, и однозначного ответа здесь нет. Как показывает практика, в большинстве случаев эта цифра не очень отличается от значения в 25 персональных компьютеров на одного администратора. Но это только в том случае, когда весь компьютерный парк используется для решения неких усредненных задач. Это может быть работа в офисных приложениях, использование одной – двух стандартных автоматизированных систем и средние показатели компьютерной грамотности пользователей. Этот норматив не учитывает также наличие нуждающихся в обслуживании дополнительных сервисов, например серверов баз данных или серверов приложений.

Можно выделить несколько основных обстоятельств определяющих, какое количествообслуживаемых компьютеров может считаться оптимальным в каждом конкретном случае.

  • Наличие критически важных задач, простои, в выполнении которых недопустимы.
  • Преимущественный возраст техники, влияющий на надежность электронных компонентов.
  • Количество периферийного оборудования и его сложность.
  • Особенности используемого программного обеспечения. Разнообразие и сложность используемых АС и ИС.
  • География расположения рабочих станций, наличие удаленных точек присутствия. Сюда же входят вопросы доставки специалиста в удаленные офисы.
  • Риски, связанные с использованием сторонних данных, например, использование сети Интернет.
  • Компьютерная грамотность пользователей.
  • График работы фирмы.

Основная задача системного администратора, заключается в том, чтобы обеспечить безаварийную работу техники и программного обеспечения, быстро устранить неисправность, если таковая все же произошла. Для этого требуется вовремя проводить профилактическое обслуживание компьютеров в офисе, постоянно повышать эффективность работы средств мониторинга, иметь в наличии исправные компоненты и узлы для быстрого устранения неисправности, постоянно оценивать необходимое количество расходных материалов (тонер, картриджи для принтеров) и в случае необходимости производить заказ дополнительного их количества.

Норма обслуживания компьютеров на предприятииНе следует забывать, что в реальной обстановке возможно возникновение глобальной проблемы. Например, вследствие действия нового типа вируса, не обнаруживаемого антивирусным программным обеспечением, произошла остановка всех рабочих станций и повреждение хранящейся на сервере информации. В таком случае, если норматив по обслуживанию слишком завышен, устранение неисправностей займет большое количество времени, и надолго парализует работу офиса.

Кроме того, при излишней нагрузке, администратор может найти себе другую работу и уволиться. Обычно это случается в самое неподходящее время, а не слишком комфортные рабочие условия могут отпугнуть квалифицированных специалистов. В этом случае наем нового сотрудника может существенно затянуться, либо придется брать в штат новичка с низкой квалификацией. Фирмы, которые пользуются услугами компаний-аутсорсеров в данной случае более защищены, так как при возникновении критической ситуации к работе привлекаются дополнительные специалисты и сотрудники, способные в короткие сроки решить возникшую проблему.

Какие можно сделать выводы из данной информации? Для того чтобы обеспечить IT инфраструктуру компании грамотным и эффективным обслуживанием, лучше всего либо не экономить на использовании собственного штата IT специалистов, либо обратиться к услугам фирмы – аутсорсера. Второй способ более предпочтителен, так как кроме существенной экономии средств, делает прочес обслуживания более надежным и предсказуемым. Кроме того, при подписании договора, фирма – аутсорсер берет на себя финансово подкрепленные гарантийные обязательства качества проводимых работ.